Уют в доме

Покупка монитора

Как купить надежный монитор по хорошей цене? Чем отличаются недорогие мониторы от дорогих? Какого выбрать производителя — Asus, Acer, BenQ, LG, Philips, Samsung или другого? Диагональ 19, 22, 24, 27 дюймов или больше? Как определиться с типом матрицы и другими характеристиками монитора, не потерявшись среди более тысячи различных моделей? На что еще обратить внимание при выборе компьютерных мониторов?

В статье разбираемся, как правильно выбрать монитор. Если материала кажется слишком много и хочется сразу готового ответа, то в конце статьи — самые лучшие мониторы 2018 года по сочетанию характеристик, цены и качества.

Как выбрать хороший монитор

Обычно при выборе монитора не часто стоит вопрос, для чего он будет использоваться, так как в понимании большинства покупателей хороший монитор должен быть универсальным — на нем можно работать без усталости долгие часы подряд, комфортно играть в игры до поздней ночи, блуждать по Интернету до утра в поисках выхода или запоем смотреть любимые фильмы и сериалы. Тогда почему на рынке существует так много моделей, большинство которых отличаются друг от друга совсем несущественно, не проще ли и дешевле придумать несколько универсальных хороших мониторов и штамповать их миллионами? Ответ прост — чтобы побольше продать, так как скорее всего, что Вы выберете монитор того производителя, у которого их десятки моделей, а не того, у кого их три штуки, хотя и очень хорошие. Ну и создать попутно для Вас иллюзию выбора. Но среди сотен моделей обязательно есть всего лишь несколько мониторов, которые действительно могут считаться лучшими в своих нишах. О том, как их найти или помочь сделать свой собственный выбор, рассмотрим ниже.

Диагональ экрана монитора

Диагональ экрана — это главная характеристика, которая отличает один монитор от другого и при этом существенно влияет на цену. Наглядно разница в размерах для самых распространенных диагоналей изображена на рисунке, хотя небольшой масштаб изображения и не позволяет реально оценить разницу. По отзывам большинства покупателей, монитор с диагональю 18.5» — маленький, 19-21.5» — обычный, 23-24» — большой, 27» — очень большой, 30» и больше — что-то типа «вау».

Условно по размерам можно выделить 4 группы мониторов:

  • 18.5-20 дюймов — бюджетный и офисный сегмент. По причине низкой цены небольшие мониторы обычно выбирают организации для своих сотрудников, а также покупатели, которые сильно ограничены в средствах или же по каким-то принципиальным причинам предпочитают небольшие мониторы.
  • 21.5-24 дюйма — массовый сегмент. Больше половины мониторов, проданных в 2017 году, принадлежат к этой группе. Естественно, это знают и создатели контента (игр, сайтов, видео и т.д.), поэтому многие из них изначально рассчитывают в первую очередь на такие диагонали.
  • 27 дюймов — перспективный сегмент. При установке недорогого монитора такой диагонали на стандартном расстоянии (50-80 см от глаз) изображение может выглядеть немного грубоватым, так как уже могут быть заметны отдельные пиксели изображения.
  • 30 дюймов и выше — эксклюзивный сегмент. По причине высокой цены и слишком большой ширины (противоположные края находятся за пределами поля зрения без движения головы) мониторы с диагональю более 27 дюймов вряд ли смогут стать массовым продуктом, поэтому покупатели выбирают их нечасто.

Очки виртуальной реальности Oculus Rift CV1Очень редко встречаются системы из нескольких мониторов, которые имеют некоторые плюсы (например, высокая реалистичность в играх), но для нормальной работы такого совсем недешевого монстра необходим очень мощный компьютер, к тому же уже сейчас (первая половина 2018 года) в продаже есть качественные очки виртуальной реальности по приемлемой цене (например, Oculus Rift CV1), которые дешевле, во много раз удобнее и при этом имеют просто ошеломляющий эффект присутствия в виртуальном мире. И хотя вряд ли они быстро вытеснят обычные мониторы, так как создают слишком высокую нагрузку на зрение, но способны заменить собой большую часть мониторов очень больших диагоналей.

Настоятельно рекомендуется покупать только большие мониторы с диагональю 24 дюйма и выше по нескольким причинам:

  • на большом экране одновременно доступно больше информации без скроллинга (не нужно активно работать мышкой);
  • с некоторыми большими объектами (карты, схемы, чертежи, сложные таблицы) работать на маленьких экранах крайне неудобно;
  • в играх большой экран занимает практически все зрительное пространство игрока, что добавляет реалистичности;
  • ожидаемый срок службы современных LED-мониторов — до 10-12 лет, поэтому покупать на такой длительный срок маленький монитор как минимум неразумно.

Существует распространенное заблуждение, что мониторы с диагональю 24 дюйма и выше утомительны для глаз («разбегаются глаза»). В действительности же это всего лишь странная легенда, так как к большому монитору привыкаешь быстро, чего не скажешь наоборот.

Дизайн и эргономика монитора

Дизайн — это второе после размера, на что обращает внимание покупатель при выборе монитора, хотя по важности — это чуть ли не последний фактор. Стоит заметить, что чем более уникальный и редкий дизайн монитора, тем выше вероятность попасть на неудачную модель, которая любит поездки на ремонт в сервис-центр. По этой же причине не стоит особенно обращать внимание на разнообразные эксклюзивности, потому что мы обычно смотрим не «на монитор», а «в монитор», и всякие фишки перестанут замечаться уже через неделю.

Тем не менее, при выборе монитора на некоторые элементы дизайна все же стоит обратить внимание:

Тонкая рамка вокруг монитора— тонкая рамка вокруг экрана (особенно черного цвета или в тон интерьера) менее заметна и поэтому меньше отвлекает от восприятия информации;
— яркий индикатор питания может сильно подпортить жизнь, так как яркий свет в глаза при слабом внешнем освещении ощутимо раздражает. Если монитор находится в спальне и не выключается на ночь, то модели с мигающим в режиме ожидания индикатором также могут раздражать. Лечится настройками в меню монитора или кусочком изоленты;
Регулировка по высоте монитора— все мониторы имеют возможность изменять наклон вперед-назад, а вот регулировка по высоте есть далеко не у каждой модели. Слишком низко стоящий монитор требует наклона головы вниз, что приводит к повышенной усталости и через некоторое время может вызвать проблемы со здоровьем в районе шейных позвонков.

 

Разрешение, пропорции и размер зерна монитора

Ultra HD (4K) LogoТак как в настоящее время большинство медиа для персональных компьютеров (видео, игры, многие программы и сайты) проектируются под пропорции 16:9 и стандартные разрешения HD (1366×768 пикселей), FullHD (2K, 1920×1080 пикселей), WQHD (2560×1440 пикселей) и UltraHD (4K, 3840×2160 пикселей), то для более полной совместимости мониторы стоит выбирать именно с такими разрешениями: небольшие мониторы — HD; средние и большие мониторы — FullHD; огромные мониторы — WQHD и UltraHD. К слову, последний формат сможет быть актуальным для массового покупателя только через пару лет, так как еще некоторое время будет слишком мало для него качественного контента, а смотреть сериалы типа «Все 125 серий + бонус на одном DVD» на UltraHD-мониторе как минимум глупо. По этой же причине не стоит увлекаться сверхдетальными «живыми» презентациями мониторов и телевизоров UltraHD в магазинах — это всего лишь демонстрация. Единственное, где уже сейчас можно оценить преимущества UltraHD — это просмотр качественных фото в оригинальном качестве, которые сняты на фотоаппарате среднего уровня или выше.

В продаже все еще доступны так называемые «квадратные» 19-дюймовые мониторы с пропорциями 5:4 — они удобны для работы с документами и поэтому востребованы офисными работниками, но все же по причинам, указанным выше и неадекватно высокой цене они малопригодны для универсального использования.

Разный размер зерна мониторовРазмер зерна (самой маленькой точки изображения) влияет на качество отображения информации. Чем оно крупнее (выше зернистость) — тем лучше читаются мелкие шрифты, что особенно важно для людей преклонного возраста или с плохим зрением, но одновременно грубее отображается все остальное — фото, плавные линии и т.д. Чем оно меньше (ниже зернистость) — тем более реалистично выглядят фотографии и другие сложные объекты, но одновременно мелкие шрифты могут быть практически нечитабельными. Тенденция такова, что все большее количество программ корректно используют масштабирование и поэтому в будущем все новые мониторы будут со сверхмелким зерном, при этом изображение будет очень четким и реалистичным, а мелкие шрифты — корректно увеличены до приемлемого уровня. Но в настоящее время еще есть множество программ, работать с которыми на мониторах с очень мелким размером зерна практически невозможно.

В большинстве случаев размер зерна мониторов:

  • 18.5-20.1 дюймов — крупный (0.27-0.30 мм);
  • 21-22 дюйма — мелкий (0.24-0.25 мм);
  • 23 дюйма — средний (0.265 мм);
  • 23.6-24 дюйма — крупный (0.27-0.28 мм);
  • 27-28 дюймов (по цене до 300 у.е.) — очень крупный (0.31-0.32 мм);
  • более 29 дюймов — от среднего до очень крупного (0.26-0.31 мм);
  • UltraHD мониторы — очень мелкий (0.14-0.22 мм).

По мнению многих покупателей, самое лучшее соотношение цены, диагонали и размера зерна у 24-дюймовых FullHD мониторов. Если у Вас слабое зрение, то настоятельно не рекомендуется покупать мониторы с мелким и средним размером зерна, так как многие детали и системные шрифты будут слишком мелкими для комфортной работы. И хотя позже можно будет изменить разрешение или масштабирование, чтобы сделать изображение более крупным, но при этом обычно сильно ухудшается четкость и/или искажаются пропорции.

Кристаллический эффект на мониторах - примерыНекоторые покупатели жалуются на так называемый «кристаллический эффект»(нечеткие границы отдельных пикселей изображения), другие в тех же самых моделях мониторов никогда его не замечают, так как это связано с особенностями зрения и восприятия каждого отдельного человека. По этой же причине наличие или отсутствие кристаллического эффекта не указывается в технических характеристиках монитора и он определяется только лично или субъективно по результатам тестов. Стоит заметить, что кристаллический эффект может присутствовать только у мониторов с матовым покрытием, у глянцевых и глянцевых антибликовых его никогда не бывает, зато в них могут отражаться хорошо освещенные предметы, расположенные за спиной, что может раздражать гораздо сильнее указанного эффекта. Выше размещены рядом два макрофото — монитор со средне выраженным кристаллическим эффектом (слева) и монитор без кристаллического эффекта (справа). Так как осязаемые преимущества матовых экранов в большинстве случаев важнее, чем глянцевых, то в настоящее время более 80% мониторов производятся именно с матовыми экранами и у них присутствует более или менее выраженный «кристаллический эффект».

Тип матрицы, углы обзора и подсветка монитора

Плохие углы обзора монитораВторая по важности характеристика монитора после его размера — это тип матрицы, но есть еще и углы обзора, контрастность, максимальная яркость, равномерность подсветки, глубина цветопередачи, скорость отклика и другие параметры. Они очень тесно связаны между собой и обычно хорошие значения одного параметра предполагают, что и другие будут как минимум неплохими. Сложности добавляет еще и то, что кроме основных типов матриц существует больше десятка подвидов, каждые из которых в свою очередь имеют разные характеристики. Самые распространенные — TN, IPS, PLS и *VA, но также существуют их подвиды AH-IPS, A-MVA и другие. Если очень упрощенно об основных типах, то TN-матрицы самые быстрые и дешевые, но имеют хуже углы обзора и глубину черного цвета, IPS-матрицы (PLS в версии Samsung) имеют самую лучшую цветопередачу и углы обзора, но одновременно дорогие и сравнительно медленные, а матрицы типа *VA лучше всех передают черный цвет, но одновременно бывают трудности при передаче полутонов и проблемы с изменением цветового баланса при разных углах зрения.

Вывод неутешительный — при таком разнообразии не существует идеального типа матрицы, у всех есть недостатки и при желании их можно легко заметить, но в большинстве случаев можно сказать, что мониторы на матрице:

  • TN — недорогие и быстрые, поэтому идеальны для геймеров и тех, кто хочет сэкономить на покупке монитора;
  • *VA — имеют сравнительно невысокую цену, самую высокую контрастность и при этом приемлемую скорость, поэтому отлично подходят в качестве универсальных мониторов для дома;
  • IPS (PLS) — обычно дорогие, но обладают очень качественной цветопередачей и хорошей контрастностью, поэтому лучше всего подходят для работы с графикой и фотографиями, а также покупателям, которым цифры на ценнике не важны.

Технологии не стоят на месте и часто мониторы с разными типами матриц обладают близкими характеристиками и даже опытный специалист не всегда «на глаз» сможет правильно отделить один тип матрицы от другого. Что действительно важно для конкретного монитора — это углы обзора, глубина цветопередачи, контрастность матрицы, а для игрового использования также время отклика.

Одной из самых неприятных особенностей современных мониторов являются ограниченные углы обзора (искажение изображения при просмотре с разных сторон), что особенно критично для мониторов больших диагоналей на TN-матрицах, так как в отдельных случаях даже при прямом взгляде на монитор изображение по углам уже будет искажаться. Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, необходимо выбирать монитор с углами обзора не ниже 170° по горизонтали и 160° по вертикали.

Равномерность засветки монитораПодсветка экрана раньше осуществлялась специальными люминесцентными лампами (CCFL), у которых были ощутимые недостатки — ограниченный срок службы и неравномерная засветка. В настоящее время почти все мониторы обладают светодиодной (LED) подсветкой, которая по некоторым параметрам значительно лучше CCFL — неравномерность обычно менее выражена, а ожидаемый срок службы закончится значительно позже, чем монитор окажется на свалке как морально устаревший. Неравномерность подсветки на самых дешевых мониторах (до 100 у.е.) часто может быть сильно заметна, но на более дорогих моделях она редко портит жизнь и обычно ее можно увидеть, только если специально провести тест типа «темный экран в темной комнате» или при просмотре темной сцены фильма с огромными полями сверху и снизу. Проблема равномерности подсветки актуальна даже для самых лучших мониторов, но опять же, если очень захотеть ее увидеть. Ультратонкие мониторы чаще страдают болезнью неравномерной подсветки, чем аналогичные по классу мониторы стандартной толщины.

Низкие значения контрастности монитора (500:1 и меньше) обычно выражаются в полной неспособности отображать черный цвет — на светлых участках изображений это будет незаметно, а вот темные и черные участки будут отображаться темно-серыми, поэтому изображения будут выглядеть бледными и «безжизненными». Различные технологии типа динамической контрастности в некоторых ситуациях могут немного исправить этот недостаток, но все же лучше добавить совсем немного денег и купить монитор со значением статической контрастности 1000:1 и выше. Необходимо также учитывать, что по результатам тестов реальные значения контрастности обычно немного ниже паспортных.

Смазывание изображения на мониторах (большое время отклика)Время отклика и частота развертки (обновления). Первый — почти мифический для геймеров параметр, которые для максимальной реалистичности игр часто отбрасывают все другие факторы и выбирают именно те мониторы, время отклика в которых 5 мс и меньше (вдумайтесь, какое это низкое значение для наших не очень быстрых мозгов — 0.005 секунды!). В действительности же проблема медленных матриц уже давно побеждена даже дешевыми современными мониторами, но в силу особенностей человеческого зрения, которое еще 10-20 мс как бы помнит предыдущее изображение, и отличиями в выводе изображений на CRT и LCD (у первых изображение гаснет уже через 1 мс после прорисовки и 9-15 мс до следующего кадра мы бы увидели только темноту, а у вторых предыдущий кадр остается неизменным до замены следующим) многие старые CRT-мониторы часто кажутся более быстрыми, чем даже самые лучшие неигровые LCD-мониторы.

Как несложно догадаться, для наблюдаемого максимального быстродействия монитора нашим глазам важны не только время отклика, но и максимальная частота обновления изображения. Так как стандартная частота обновления изображения большинства современных мониторов равняется 60 Гц, то теоретически времени отклика 15 мс вполне достаточно, но в силу некоторых других причин мониторы стоит выбирать с временем отклика не выше 10 мс (но если будет меньше — то хуже от этого, естественно, не будет). Кстати, поэтому обычно бессмысленно «выжимать» из современных видеокарт FPS выше 60, так как «лишние» кадры на неигровых мониторах будут просто игнорироваться.

Геймерские мониторы с частотой обновления 120-144 Гц позволяют отображать очень быстрые динамические сцены в играх гораздо более естественно, чем обычные модели мониторов, но зато имеют значительно более высокую цену и почти всегда — TN-матрицу, соответственно, далеко не самые лучшие углы обзора, значения контрастности и глубину цветопередачи. Обязательным «дополнением» для таких мониторов является наличие очень мощной видеокарты, способной на такие же или более высокие значения FPS в большинстве игр, что ощутимо увеличивает стоимость компьютера в целом, поэтому покупать геймерские мониторы рекомендуется только в тех случаях, когда активные динамичные игры занимают очень важное место в жизни.

Гораздо более разумным решением будет покупать мониторы с технологией G-Sync (только под видеокарты NVidia) или гораздо более дешевые мониторы с аналогичной технологией FreeSync (только под видеокарты AMD), так как частота обновления изображения в них точно соответствует игровой в данный момент времени, поэтому отсутствуют подергивания/разрывы изображения и даже на частотах до 60 Гц игровой процесс выглядит значительно более реалистичным и качественным.

Мерцание монитора - карандашный тестБезопасность современных мониторов довольно-таки высока (нет пугающего многих рентгеновского излучения и тому подобных страшилок из прошлого), но стоит помнить, что повышенная яркость вызывает усталость глаз и после нескольких часов работы может появиться легкая резь в глазах. Слишком низкая яркость тоже напрягает зрение, так как необходимо всматриваться, к тому же в таком режиме подсветка большинства недорогих LED-мониторов начинает значительно мерцать — для сознания почти незаметно, но у многих людей может вызывать дополнительную усталость глаз, так как зрачку приходится пытаться успеть подстроиться под изменение яркости всей поверхности матрицы монитора. На фото вверху — известный «карандашный тест монитора» (необходимо быстро провести ручкой или карандашом перед экраном). Если Вы увидите карандаш не размазанным, а как бы кадрами — необходимо немного повысить яркость, чтобы снизить нагрузку на зрение, но все же лучше покупать мониторы с подсветкой Flicker-Free, у которых мерцание отсутствует при любом значении яркости.

Оптимальным значением для монитора с максимальной яркостью 250 кд/кв.м является 50-80% — изображение достаточно яркое, чтобы не всматриваться, но при этом мерцание слабо выражено, чтобы не утомлять зрение. Покупать мониторы с максимальной яркостью матрицы 200 кд/кв.м и меньше настоятельно не рекомендуется, так как при хорошем внешнем освещении изображение будет слишком блеклым.

Другие параметры мониторов

Аналоговые и цифровые входы монитораБольшинство мониторов имеют в наличии устаревший аналоговый вход D-SUB (VGA) — как наиболее совместимый с другими устройствами, но информация по нему передается в аналоговом (нецифровом) виде и обязательно присутствуют искажения (чаще всего это потеря четкости и смазывание), причем чем выше разрешение монитора — тем они заметнее. Поэтому для мониторов с разрешением выше 1366×768 пикселей настоятельно рекомендуется наличие цифровых входов — DVIDisplayPort или HDMI(второй и третий предпочтительнее, так как они имеют более высокую пропускную способность, встроенный канал для аудио и выглядят аккуратнее).

Встроенные динамики монитораХотя встроенные динамики очень удобны, но сложно поверить, что они смогут дать глубокий качественный звук. Встроенные динамики идеальны для офисного монитора, так как позволяют сохранить место на рабочем столе и обойтись без лишних проводов, а в домашних условиях совсем не ровня даже начальным решениям 2.1 уже по цене 30-40 у.е., не говоря о более серьезных устройствах. Было бы логично, если бы в мониторах со встроенными динамиками была бы и встроенная вебкамера, но в настоящее время производители практически отказались от этой идеи.

Крепление монитора типа VESAЕсли предполагается установка монитора не на столе, а на стене или специальной подставке, то необходимо наличие сзади монитора крепления VESA. Также крепление VESA часто используют не по прямому назначению, а для крепления сзади монитора компактного системного блока, чтобы получить моноблок, который по цене будет значительно дешевле фабричных моделей.

Сенсорный мониторСенсорный экран просто незаменим в планшетах, он даже может быть иногда удобным в ноутбуках-трансформерах, но установка его на мониторах больших диагоналей очень сомнительна, так как активная работа вызывает серьезную усталость рук. Может быть, что с появлением огромных сенсорных полупрозрачных экранов (как в фильме «Аватар») и наступит эра «больших сенсоров», но все же попробуйте для эксперимента несколько минут передвигать перед собой руками воображаемые окна и поймете, что гонять мышку по столу все же значительно легче.

Изогнутые мониторыИзогнутый экран — модная фишка, которая обещает большее погружение в виртуальную реальность игры или фильма, но она же имеет и очень ощутимые особенности. Во-первых, чтобы эффект погружения действительно был ощутимым, монитор должен быть очень большой диагонали (от 30 дюймов) и при этом располагаться не далее, чем за 60-100 см. Во-вторых, это монитор «для эгоиста», так как находиться необходимо строго перед ним, изображение для зрителя сбоку будет иметь очень сильные искажения. И в-третьих, изогнутые экраны более сложны в производстве, поэтому теоретически обладают пониженной надежностью, но при этом значительно более высокой ценой. Любителям максимально глубокого погружения в виртуальную реальность уже в настоящее время (первая половина 2018 года) доступны приемлемые по цене качественные виртуальные очки/шлемы, невероятная глубина и реалистичность изображения в которых в принципе не может сравнится с существующими технологиями для мониторов.

Надежность мониторов

Современные мониторы — очень сложные, но в то же время очень надежные устройства и за первые полгода в среднем выходят из строя не более 1%. Причина такого уровня надежности — высокая интеграция компонентов и отсутствие механически изнашиваемых частей. Как показывает практика, самые популярные причины выхода из строя мониторов — это перепад напряжения (особенно привычен такой форс-мажор для жителей частного сектора) и проблемы с инвертором/лампами подсветки (не актуально для LED-моделей). А вот смерть от физической старости наступает значительно позже, чем от моральной — до сих пор в некоторых учреждениях надежно трудятся 17-дюймовые мониторы 2002-2005 годов выпуска и обычно уходят на пенсию только по причинам износа лампы подсветки или замены более новыми моделями.

К сожалению, доступная статистика по надежности и долговечности мониторов самых популярных брендов (AOC, Acer, Asus, BenQ, Dell, Iiyama, LG, NEC, Philips, Samsung, ViewSonic) отсутствует в Интернете, но по отзывам, обзорам, доступным данным сервисных центров и личным наблюдениям наиболее надежны и ожидаемо долговечны LED-мониторы Samsung и Philips, что косвенно подтверждается ремонтными мастерскими, так как мониторы указанных производителей пригодны к ремонту в 95-98% случаев, в то время как в среднем этот показатель 85-90%. Ультратонкий дизайн и наличие всевозможных фишек (3D, нестандартные или устаревшие входы/выходы, вебкамера, тюнер, USB-концентраторы, колонки, пульты, сенсоры и т.д.) также немного снижает надежность монитора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *